Датчик распредвала
Датчик положения распределительного вала используется для того, чтобы определить положение газораспределительного механизма соответственно с положением коленчатого вала двигателя автомобиля.
Информация, которая поступает от датчика положения распредвала, применяется системой управления двигателем для того, чтобы управлять зажиганием и впрыском. Функционально датчик положения распределительного вала связан с датчиком коленвала.
Датчик положения распределительного вала устанавливают на двигатели, которые работают по эффекту Холла. Именно поэтому датчик называют иначе датчиком Холла.
Принцип действия датчика Холла заключается в изменении направления движения носителей заряда в полупроводнике во время изменения пересекающего его магнитного поля, которое создается постоянным магнитом. Магнит находится в датчике.
Изменение магнитного поля происходит в момент замыкания магнитного зазора репером либо металлическим зубом. Репер находится на зубчатом колесе распредвала либо на специальном задающем диске, который закреплен на валу.
Когда репер проходит мимо датчика, в нем появляется импульс напряжения, который передается в электронный блок управления. В зависимости о частоты вращения распредвала сигнал от датчика поступает в разное время. Основываясь на эти сигналы, блок управления двигателем распознает расположение первого цилиндра в верхней точке такта сжатия. Обеспечивается впрыск бензина, а также зажигание топливно-воздушной системы.
На двигателях, которые оборудованы системой изменения фаз газораспределения, датчик Холла применяется для управления системой. Датчики положения распредвала обычно устанавливают на распределительных валах выпускных либо впускных клапанов.
В системе управления дизельными двигателями датчик Холла работает немного иначе. Сигналы датчика применяются для того, чтобы установить положение поршня каждого из цилиндров двигателя в верхней точке такта сжатия.
В результате этого точно определяется положение распределительного вала по отношению к коленчатому валу, а значит, достигается быстрый запуск дизеля и обеспечивается его устойчивая работа в любом режиме.
Для того чтобы реализовать данные функции, внесены некоторые конструктивные изменения в задающий тип двигателя, на котором расположены реперы каждого цилиндра двигателя. Это может быть набор зубьев либо сегменты различной угловой ширины, которые расположены на неодинаковом расстоянии друг от друга.
В четырехцилиндровом дизеле на диске задающем устанавливают 7 зубьев: четыре из них основные – по одному на цилиндр под прямым углом, а также три дополнительных – для распознания цилиндра. Дополнительные зубья находятся на разном расстоянии от основных зубьев. Благодаря этому достигается определение положения поршня в ВМТ такта сжатия для каждого цилиндра.
В случае возникновения неисправности датчика (при отсутствии сигнала) система управления двигателем использует информацию от датчика вращения коленвала. Двигатель продолжает свою работу и может запускать даже после остановки.