Вкладыши распредвала
Вкладыш распредвала
Вкладыш распредвала – это деталь, выполненная из металла, которая обеспечивает вращение распредвала в головке блока цилиндров (ГБЦ) или блоке. Вкладыш – он же подшипник (если говорить правильным техническим языком) вставляется в корпус распредвала и является сменной деталью, которая может со временем износиться (именно поэтому корпус не делается цельным, а предусмотрены такие вкладыши).
Вкладыш распредвала – это кольцо из металлического сплава или композитного материала, вдеваемое в корпус, внутри которого находится ось вращающегося распредвала. Скольжение оси обеспечивается бесконтактным способом за счёт смазки, подающейся к оси под нагнетаемым давлением через отверстие в его корпусе, которое ещё называется смазочной канавкой. Различают биметаллические (алюминий+алюминий) и триметаллические (медь+никель+покрытие) изделия. Могут покрываться свинцовым напылением изнутри.
За счёт смазки внутри вкладыша распредвала, при работе оси распредвала они не соприкасаются, однако некоторый износ детали всё же происходит. Отказ вкладыша ведёт к остановке двигателя (он даже может «взорваться» прямо во время движения). Нормальной работой для этой детали является гидродинамическое вращение, но может и наступить смешанное (когда ось распредвала будет механически задевать стенки вкладыша, изнашивая его). Это может случиться из-за перегрева или загрязнения масла (это снижает его главное качество – вязкость), повышенной шероховатости примыкающих поверхностей (например, изначально неправильно была подобрана деталь), высоких рабочих нагрузок или недостаточности уровня масла в системе. В результате таких ситуаций может наступить как резкое увеличение его рабочей температуры, задиры, так и спекание вала и вкладыша и, как следствие, – резкая остановка двигателя.